Кузьмина Нина Николаевна, воспитатель логопедической группы
Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи
07 января [вс]
В настоящее время глубинного реформирования в образовании в России работа с детьми дошкольного возраста в практике нашего учреждения (в части речевых нарушений), ориентирована на воспитание свободной, творческой, саморазвивающейся личности. Количество детей, имеющих речевые трудности, неуклонно растет. Все чаще в логопедические группы поступают дети с тяжелыми нарушениями речи и имеют проблемы в детском саду: Дети не уверены в себе и в своих силах. Боятся общаться на занятиях и в свободной деятельности. Плохо сосредотачиваются, не удерживают внимание. Плохо запоминают, быстро утомляются. Часто негативируют, отказываются от общения с детьми и взрослыми.Все это сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер. Наряду с общей соматической ослабленностью таким детям присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы. У детей отмечается недостаточная координация движений во всех видах моторики — общей, мимической, мелкой и артикуляционной, скорость и четкость их выполнения снижены. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Все это подтверждает теорию о том, что любое нарушение развития в детском возрасте затрагивает также и двигательную сферу. Движение, как сложная, многослойная система, является как бы «зеркалом» состояния ребенка с одной стороны, и «окошком», через которое мы можем воздействовать на его развитие, с другой. Стандартные формы и методы коррекционной работы не всегда дают ожидаемого результата. Коррекционную работу организуем, используя современные методики и технологии здоровьесбережения: кинезиологию, биоэнергопластику. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка, выявляя скрытые возможности ребенка, расширяя границы возможностей его мозга: Решают проблемы в усвоении материала и коррекции речи. Улучшают память, внимание и концентрацию. Помогают стать эмоционально стабильным и стрессоустойчивым. Нормализуют тонус, развивают чувствительность. Формируют контроль над собственными движениями, развивают сенсорную координацию.При кинезиологической коррекции проводится работа в сочетании речи с движениями пальцев рук, являющаяся частью комплекса коррекционно-развивающей работы, помогающей детям со сложными речевыми нарушениями, снимать внутренние спастические напряжения. Движения рук сочетать с произношением заученных стишков по изучаемым темам. 1. «Ладошка, ладошка – кулачок, кулачок». Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз. Правая ладонь приподнимается и опускается, левая повторяет движения правой. Теперь правая сжимается в кулак, левая повторяет движения правой. Движения, по мере усвоения можно ускорять. 2.Кулак- ладонь. Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак, поменять руки. Движения, по мере усвоения можно ускорять. 3. «Оладушки». Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая - ладонью вверх, а левая - ладонью вниз. 4. «Пальчики здороваются» Поочередное соединение всех пальцев с большим (перебор пальцев). На каждый ударный слог пальцы одной руки соединяются с большим в следующем порядке: 1-5, 1-4, 1-3, 1-2. Затем смена рук. Используем в своей работе упражнения «Гимнастики мозга»: Упражнение «Перекрестные шаги». Важно провести линию от лба к носу, подбородку и ниже – она разделяет тело на правую и левую половины. Движения, пересекающие эту линию, интегрируют работу полушарий мозга. Поэтому «Перекрестные шаги» способствуют развитию координации и ориентации в пространстве, делают более успешными приобретение навыков чтения, письма, слушания, усвоения новой информации. Локтем левой руки тянемся к колену правой ноги. Легко касаясь, соединяем локоть и колено. Это же движение повторяем правой рукой и левой ногой. Выполнять стоя или сидя. Соединяем левую ногу и правую руку за спиной и наоборот. Повторить 4–8 раз.Упражнения «Ленивые восьмерки» и «Двойные рисунки». Представляем перед собой на уровне глаз восьмерку, лежащую на боку (знак бесконечности). Ее центр проходит на уровне переносицы. Вытягиваем вперед руку, чуть согнутую в локте. Сжимаем пальцы в кулак, большой палец поднимаем вверх. Ведем рукой в воздухе от центра влево-вверх против часовой стрелки, по окружности вниз и снова в центр. Продолжаем «рисовать» вправо-вверх, возвращаясь в исходную точку. Движение должно быть плавным и непрерывным. За большим пальцем следить глазами, голова остается неподвижной. Повторять три раза каждой рукой. Соединить руки в замок. Снова рисовать ленивую восьмерку и следить взглядом за пальцами. Повторить три раза. Исходная поза – обе руки свободно выпрямлены перед собой. Представьте, что в руках по карандашу, а перед вами – холст. Одновременно двумя руками от центра начинать рисовать на воображаемом холсте зеркальные изображения. Сюжет не имеет значения, но рисунки должны располагаться в верхней и нижней частях холста. Тело расслаблено, дыхание в естественном темпе, движения рук свободные.Для достижения лучших результатов в работе над звукопроизношением используем инновационный метод – биоэнергопластики. Наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы. Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляем движение кисти. Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными. Использование биоэнергопластики у детей с нарушениями речи. первично активизирует естественное распределение биоэнергии в организме ребенка; стимулирует интеллектуальную деятельность, активизирует психические процессы (внимание, память, мышление); развивает координацию движений, мелкую и общую моторику; развивает артикуляционный аппарат, гибкость отдельных частей речевого аппарата (мышцы языка, губ); формирует эмоционально-психическое равновесие, активное физическое состояние, создает предпосылки к развитию произвольности поведения.Упражнение «Часики» сопровождает сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево - вправо. «Качели» - движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз. «Утюжок» - сомкнутая ладонь поднята вверх, тыльной стороной от себя, четыре сомкнутых пальца медленно и плавно двигаются вперед - назад и влево - вправо. «Футбол» - ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперед, под счет кисть руки поворачивается вправо – влево. Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу: «Улыбка» - пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 –пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак и так далее. «Хоботок» - ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему. «Жало», «Змейка» - пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед. «Лопаточка» - большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз. «Чашечка» - пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение «чашечки». «Парус» - сомкнутая ладонь поднята вверх. «Горка» - согнутая ладонь опущена. Реализация в логопедической практике комплекса двигательных и специальных речевых упражнений кинезиологиии биоэнергопластики способствует привлечению интереса детей к их выполнению, что значительно повышает эффективность коррекционной работы. Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях обеспечивают социально-коммуникативное развитие воспитанников, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, способствует более быстрому преодолению речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи. |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.