Кузьмина Нина Николаевна, воспитатель логопедической группы

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность

18 января [чт]

Творчество – постоянный спутник детского развития. «Творческая деятельность ребёнка – первый основополагающий этап присвоения социокультурного опыта».

На всех этапах становления педагогики проблема развития детского творчества, имеющая большое педагогическое и социальное значение, не теряла своей актуальности, поэтому одной из важнейших задач на сегодня является создание такой системы общественного образования и воспитания, в основе которой лежит формирование творческого типа мышления, творческих качеств личности.

"Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить – ТЕАТР".

Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театр - это игра, чудо, волшебство, сказка! Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.

Я хочу предоставить Вашему вниманию свой опыт работы по формированию творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность, а конкретней непосредственно через постановку спектакля с детьми.

Создание спектакля с детьми – очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость. В ходе подготовки к спектаклю я соблюдаю несколько основных правил:

1. не перегружать детей;

2. не навязывать своего мнения;

3. не позволять одним детям вмешиваться в действия других;

4. предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных.

Так как все эти условия соблюдаются на протяжении всей работы над всеми постановками, наши дети с нетерпением, радостью ждут каждой репетиции.

Первая встреча детей с пьесой или инсценировкой должна быть эмоциональна насыщена, чтобы пробудить интерес к предстоящей работе. Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки с их приключениями и превращениями. Сказки очень близки детям дошкольного возраста, они пробуждают в детях умение сострадать, желание понять другого человека, чувство справедливости, стремление делать добро и бороться со злом.

Исходя из личного опыта работы, я бы выделила несколько основных этапов работы над спектаклем:

1. Выбор пьесы и обсуждение ее с детьми.

При выборе произведения для постановки я учитываю возрастные возможности детей, их знания и умения, которые в конечном итоге обогащают и расширяют их творческие способности и, несомненно, жизненный опыт. Я выбираю для постановки такие сказки, которые имеют нравственную направленность - это: дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость, справедливость, что всегда побеждает зло во всех его воплощениях.

2. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.

Неоднократно прочитав выбранное для постановки спектакля произведение, я предлагаю детям игру «Продолжи после меня». Дети по цепочке, друг за другом пересказывают детали эпизода и сами придумывают им названия. Например, в сказке «Золушка», эпизоды: «Мачеха и сестры», «Появление Феи», «Золушка на балу» и т.д. Такую игру следует проводить при подготовке к каждому спектаклю.

3. Работа над артикуляцией, выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях.

Здесь начальным этаном становится обыгрывание эпизода в виде настольного плоскостного или кукольного театра. Так, я упражняю детей в смене интонации в соответствии с эмоциональным состоянием героев (а в группе это можно проследить как в самостоятельной деятельности).

4. Создание вместе с педагогом, детьми и их родителями эскизов, декораций, костюмов и атрибутов.

При постановке спектакля не маловажное значение имеют декорации и костюмы. Ведь когда ребенок полностью погружен в атмосферу сказки, когда он, надев костюм, перевоплощается в своего героя, ему легче раскрепоститься, легче сыграть роль своего персонажа

5. Работа над литературным текстом в эпизодах. Обсуждение и уточнение характеров героев, предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения персонажей.

Очень важно проанализировать с детьми характер каждого персонажа: его эмоциональный настрой, поведение, двигательные характеристики (походка, жесты), а также речевые характеристики. Ведь каждый персонаж говорит по – своему: кто - то говорит плавно, растягивая слова, другой очень быстро (нечётко), третий - уверенно, спокойно, четвертый - сердито, сварливо и т.д.

Таким образом, развивается монологическая и диалогическая речь, вырабатывается сосредоточенность, внимание, творческое отношение ко всему образу героя.

6. Репетиция отдельных картин в разных составах.

Принцип такой работы - учить детей размещаться по сцене, не сбиваясь (не скучиваясь), не загораживая друг друга, и, конечно же, не спиной к зрителям. Если дети сами находят новое, удачное решение, то дети, которые в данный момент не заняты в репетиции, поощряют и отмечают это, как и зрители. На этом этапе дети умеют пользоваться приобретенными навыками в передаче интонаций голоса, движений, жестов, мимики, что развивает у них не только память, воображение, но и дисциплину, и творческую активность.

7. Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций.

Для того, чтобы детям было интересно, я вношу новые условия: вместо предметов-заменителей, условных декораций, использую готовые специально созданные для спектакля реквизит, бутафорию и декорации, а также элементы костюмов. Сам характер общения па репетиции должен быть легким, чтобы создалась приподнятая творческая атмосфера. Искусство педагога заключается в том, чтобы дети ощутили, что всё эго они придумали сами. Ведь спектакль для них - чудо, волшебство, сказка!

Я, опираясь на опыт работы с детьми по театрализованной деятельности, остановилась на оптимальном количестве сводных репетиций - две или три.

8. Премьера спектакля.

Все премьеры спектаклей я стараюсь показать на детских утренниках, следовательно, первыми зрителями здесь становятся, конечно же, родители. Премьера - это всегда волнение, но и конечно, приподнятое, радостное настроение. Чтобы дети правильно настроились на выступление, я провожу краткую подготовительную беседу – на 10 минут, в легкой, мягкой форме, индивидуально, давая последние ценные указания.

9. Обсуждение показанного спектакля

Обсуждение с ребятами проводим только на следующий день. До этого дети слишком возбуждены и не могут объективно оценить свои успехи и неудачи. В последующей беседе, отвечая на вопросы, что было хорошо, а что не удалось, дети учатся оценивать правдивость, естественность поведения на сцепе, отмечать выразительность отдельных исполнителей, выясняется, насколько критически они способны относиться к собственной игре. Но самое главное - даже при недостатках и промахах детей я однозначно хвалю их, повышая их творческую активность и работоспособность.

10. Повторные показы спектакля.

Премьера и ее единственный показ скорее интересен только зрителям. Для детей более важным и интересным становится возможность исполнять спектакль как можно чаще. Ведь принцип повторности является одним из важных принципов работы с детьми. Повторные показы спектаклей мы устраиваем для других детей нашего сада.

11. Подготовка стенда с фотографиями спектакля.

После показа каждого спектакля нужно создать стенд с фотографиями спектакля, чтобы дети могли ещё раз вспомнить обсудить показанный ими театр, выразить своё мнение о том, кто как сыграл свою роль. Каждый спектакль заканчивается фотосессией.

Я считаю, что успешное решение задач по развитию творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность возможно только при тесном сотрудничестве всех субъектов педагогического процесса. Особо важным считаю организацию сотрудничества с семьей. Только при соблюдении активности и заинтересованности родителей, их личный пример – важнейшее условие обеспечение успешности организуемой работы. Объединение педагогов, детей и родителей в совместной работе по приобщению к миру творчества и театра позволяет совершенствовать педагогическую подготовленность родителей вопросах воспитания собственных детей.

В заключении хочу отметить, детство –это совсем не маленькая страна, это –огромная планета, где каждый ребенок имеет свои таланты: художественные, актерские, музыкальные. Важно бережно и уважительно относиться к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось.


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.