Кузьмина Нина Николаевна, воспитатель логопедической группы

Формирование элементарных математических представлений в непосредственной образовательной деятельности у детей подготовительной логопедической группы «Путешествие в страну математических загадок» Конспект НОД

03 марта [вс]

Цель: Побуждать детей к использованию полученных ранее математических знаний и умений посредством решения проблемных ситуаций.

Задачи:

Образовательные: Продолжаем учить детей составлять числа через использования числовых карточек; закрепить умение определять расположение предметов относительно друг друга используя модель города «карту»;

Развивающие: Развивать мыслительные операции: анализ и синтез в работе с блоками Дьениша; зрительное восприятие и внимание в работе с картой; речевой слух и мыслительную деятельность в упражнении «веселый счет»;

Лексические: Образование сложных слов с числительными; использование предлогов «от», «возле», «между»;

Воспитательные: Воспитывать активность, инициативность, самостоятельность в подборе способов выполнения заданий, желание работать в коллективе.

Оборудование: Звуковое сообщение, магнитная доска

Демонстрационный материал:  конверты с заданиями, карта-план, «Королева Математики

Раздаточный материал: блоки Дьениша, карточки «Соединение по точкам», карточки на состав числа, счетные палочки,  карандаши.

Ход

- Ребята нас пригласила в гости сама Королева Математики! А живет она в городе «Математических загадок». Вам знаком этот город?  (дети: нет)

- Как же мы будем ориентироваться в незнакомом городе? Что поможет нам не заблудиться в нем?  (дети: карта, план)

- Заботливая Королева Математики прислала нам такую карту города, по которой мы легко сможем отыскать место ее проживания (Раскрыть карту – план).

Раздается телефонный звонок: «Здравствуйте ребята! Я волшебник по имени Ноль. Я слышал вы, собираетесь в гости к Королеве Математике, но вам не удастся это сделать, так как город я заколдовал, а королеву заточил в замке. И теперь все будут жить без математике. Но вы сможете освободить ее, если выполните мои задания. Хотя признаюсь, что еще ни кому не удалось! Если хотите попробовать, в конверте даны все задания»

- А где конверт? Ребята, вы встречали в группе какой-нибудь конверт?  (Дети находят конверт)

- Ой, ребята, что нам теперь делать? Опасное это путешествие! Но если мы не освободим Королеву математику, нам придется жить без нее. А мы сможем жить без математики? Почему? (Дети: исчезнут цифры, не сможем считать, измерять и т. д)

- Королева Математики была к нам так добра, пригласила нас в гости, можем мы оставить ее в беде? (Дети: нет)

- Что же,  мы приняли правильное решение помочь детям вернуть Королеву Математики! А чтобы все испытания волшебника Ноль нам нужно стать сплоченной дружной семьей:

(Тренинг) «Здравствуй правая рука, здравствуй левая рука.

Здравствуй друг, здравствуй друг.

Здравствуй, здравствуй дружный круг.

Ты и я, ты и я, вместе дружная семья!»

- Почувствовали себя сильней? Пора за дело!

Сначала давайте заглянем в конверт, что нам приготовил волшебник Ноль? (высыпаем) Да тут много всяких заданий! Давайте разложим их по порядку (раскладываем).

Задание №1.  «Соедини по точкам»

Путь в заколдованный город не близкий, пешком не дойти. Тот сможет добраться, кто расшифрует мои карточки.

-Да тут только точки и цифры. Давайте подумаем, что с этим можно сделать? (варианты детей; соединить точки по цифрам).

Если мы соединим точки по порядку, то посмотрим, что у нас получиться (соединяются, получаются различный виды транспорта).

- Что у вас получилось? Миша, на чем ты поедешь в город «Математических загадок»? А ты, Савелий?

У всех получился какой - то свой вид транспорта. Саша у тебя, какой транспорт получился, давай ты будешь нашим капитаном.

Физкультминутка  «Капитан»

Я отважный капитан (руки в боки)

Ждет меня не мало стран. ( разводят руками)

Отдаю команду я (рупор из рук)

Поднимаем якоря.

Люки все задраили (хлопок перед собой)

Паруса поставили (хлопок над головой)

До свидания земля (машут руками)

Скоро встретимся друзья (обнимают себя).

Справились мы с первым заданием волшебника? (да)

 

Задание №2. «Воротца»

-Для проверки этого задания вам нужны два помощника, которые будут выполнять роль «ворот».  Если вы выполните мое задание, то сможете войти через «воротца» прямо в город. (выбрать детей).

- Для вас приготовлены проходные билетики. «Воротца» пропустят только тех у кого в паре будет составлять число восемь из двух меньших чисел. Нужно не только составить, но и объяснить, как они составляли (например: 2 и 6, а вместе 8)

-Получите билетики и ищите себе пару.

-Мы прошли через «воротца» и замок открылся! Мы справились со вторым заданием и вошли в город.

-Теперь самое сложное, добраться до замка и освободить Королеву Математики.  И мы сразу попадаем на «Числовую улицу, где волшебник приготовил для нас новое испытание.

Задание №3 «Доставь почту по адресату»

«Вам нужно разнести почту. В дом под номером 4 доставить письмо.

-Как же мы будем искать этот дом? Вместо номеров на домах какое действие? ( дети: сложение. Если мы выполним действие сложения, и получим  число 4, то это нужный нам дом)

-Что поможет нам выполнить сложение? (дети: счетные палочки или пальцы)

-Давайте рассмотрим первый дом. Прочитайте, что написано на доме: 6 + 1

Давайте посчитаем, сколько получиться, если мы к 6 прибавим 1 (7)

-Доставим мы в этот дом письмо? (нет)

-Значит нужно посчитать все действия и найти нужный нам дом.

-У вас на столах  есть маленькие копии этой большой карты. Найдите на ней дом под номером 4 и доставьте (дорисуйте) туда письмо. (выполняют задания)

-Валера, в какой дом ты доставил письмо? Объясни, где этот дом находиться на карте? (ответ: этот дом находиться справа от маленькой елки и т.д.)

- Давайте посмотрим внимательно:

1. Сколько этажей имеет дом с номером «4» (один этаж). Как называются такие дома? (одноэтажные)

2. А остальные дома какие? (многоэтажные)

3.Дом с красной крышей, какой? (двухэтажный) Почему? (у него два этажа)

4.Дом с зеленой крышей? (Трехэтажный)  Почему? (у него три этажа)

5.Дом с синей крышей? (четырехэтажный) Почему? (у него четыре этажа)

-Так вот в остальные дома волшебник дал задания доставить посылки «геометрические фигуры» , в каждый дом своя посылка.

-Какой именно это будет фигура, вы узнаете, если расшифруете подсказки: (блоки Дьениша)

Первая подсказка: в трехэтажный дом такую фигуру (работают)

- Давайте, посмотрим, какая это будет фигура: круг, большой, красный, широкий. Выбрали такую фигуру? Рита, иди доставь посылку – геометрическую фигуру в нужный дом. Расскажи про нее: Большой красный круг (проверяем все подсказки).

Задание № 4 «Веселые задачки»

-Справились? Выполнив очередное задание волшебника, мы очутились у реки «Быстрых ответов», где мы должны пройти следующее испытание, решить «Веселые задачки».

На поляне у реки

Жили майские жуки

Дочка, сын, отец и мать

Кто успел их сосчитать? (четыре жука)

 

На поляне у дубка

Крот увидел два грибка

А подальше у сосны

Он нашел еще один

Ну-ка кто считать готов?

Сколько крот нашел грибков? (три грибка)

 

 

Расставил Андрюшка в два ряда игрушки

Рядом с мартышкой – плюшевый мишка

Вместе с лисой – зайка косой

Следом за ними еж и лягушка

Сколько игрушек расставил Андрюшка? (шесть игрушек)

 

Подарил утятам ежик

Восемь кожаных сапожек

Кто ответит из ребят

Сколько было всех утят? (четыре утенка)

 

В снег упал Сережка

А за ним Алешка

А за ним Маришка

А за ним Иришка

А потом упал Игнат

Сколько на снегу ребят? (пять ребят)

 

Все отгадали, можно перебираться через реку. Вставайте,  нам придется перебираться по камушкам:

Очень трудно так стоять

Ножку на пол отпускать

И не падать, не качаться

За соседа не держаться

- еще раз, меняя ногу

Задание №5 «Составь задачу»

Вот вы и у замка «нерешенных задач». Чтобы выпустить королеву из-за точения вам нужно составить задачу.

Мы выполнили все задания волшебника Ноль, а значит освободили Королеву Математику из-за точения и теперь она с нами будет всегда и везде: дома, в детском саду и на улице (из замка «выходит» Королева Математика)

«Спасибо вам ребята, спасли вы меня!

Где вы сегодня побывали? (в городе Математических загадок)

Что интересного сделали?

В чем испытали трудности?

Какие знания и умения вам помогли преодолеть эти испытания?

Как вы оцените свою работу на занятии?

 

 


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.