Кузьмина Нина Николаевна, воспитатель логопедической группы
Формирование элементарных математических представлений в непосредственной образовательной деятельности у детей подготовительной логопедической группы «Путешествие в страну математических загадок» Конспект НОД
03 марта [вс]
Цель: Побуждать детей к использованию полученных ранее математических знаний и умений посредством решения проблемных ситуаций. Задачи: Образовательные: Продолжаем учить детей составлять числа через использования числовых карточек; закрепить умение определять расположение предметов относительно друг друга используя модель города «карту»; Развивающие: Развивать мыслительные операции: анализ и синтез в работе с блоками Дьениша; зрительное восприятие и внимание в работе с картой; речевой слух и мыслительную деятельность в упражнении «веселый счет»; Лексические: Образование сложных слов с числительными; использование предлогов «от», «возле», «между»; Воспитательные: Воспитывать активность, инициативность, самостоятельность в подборе способов выполнения заданий, желание работать в коллективе. Оборудование: Звуковое сообщение, магнитная доска Демонстрационный материал: конверты с заданиями, карта-план, «Королева Математики Раздаточный материал: блоки Дьениша, карточки «Соединение по точкам», карточки на состав числа, счетные палочки, карандаши. Ход - Ребята нас пригласила в гости сама Королева Математики! А живет она в городе «Математических загадок». Вам знаком этот город? (дети: нет) - Как же мы будем ориентироваться в незнакомом городе? Что поможет нам не заблудиться в нем? (дети: карта, план) - Заботливая Королева Математики прислала нам такую карту города, по которой мы легко сможем отыскать место ее проживания (Раскрыть карту – план). Раздается телефонный звонок: «Здравствуйте ребята! Я волшебник по имени Ноль. Я слышал вы, собираетесь в гости к Королеве Математике, но вам не удастся это сделать, так как город я заколдовал, а королеву заточил в замке. И теперь все будут жить без математике. Но вы сможете освободить ее, если выполните мои задания. Хотя признаюсь, что еще ни кому не удалось! Если хотите попробовать, в конверте даны все задания» - А где конверт? Ребята, вы встречали в группе какой-нибудь конверт? (Дети находят конверт) - Ой, ребята, что нам теперь делать? Опасное это путешествие! Но если мы не освободим Королеву математику, нам придется жить без нее. А мы сможем жить без математики? Почему? (Дети: исчезнут цифры, не сможем считать, измерять и т. д) - Королева Математики была к нам так добра, пригласила нас в гости, можем мы оставить ее в беде? (Дети: нет) - Что же, мы приняли правильное решение помочь детям вернуть Королеву Математики! А чтобы все испытания волшебника Ноль нам нужно стать сплоченной дружной семьей: (Тренинг) «Здравствуй правая рука, здравствуй левая рука. Здравствуй друг, здравствуй друг. Здравствуй, здравствуй дружный круг. Ты и я, ты и я, вместе дружная семья!» - Почувствовали себя сильней? Пора за дело! Сначала давайте заглянем в конверт, что нам приготовил волшебник Ноль? (высыпаем) Да тут много всяких заданий! Давайте разложим их по порядку (раскладываем). Задание №1. «Соедини по точкам» Путь в заколдованный город не близкий, пешком не дойти. Тот сможет добраться, кто расшифрует мои карточки. -Да тут только точки и цифры. Давайте подумаем, что с этим можно сделать? (варианты детей; соединить точки по цифрам). Если мы соединим точки по порядку, то посмотрим, что у нас получиться (соединяются, получаются различный виды транспорта). - Что у вас получилось? Миша, на чем ты поедешь в город «Математических загадок»? А ты, Савелий? У всех получился какой - то свой вид транспорта. Саша у тебя, какой транспорт получился, давай ты будешь нашим капитаном. Физкультминутка «Капитан» Я отважный капитан (руки в боки) Ждет меня не мало стран. ( разводят руками) Отдаю команду я (рупор из рук) Поднимаем якоря. Люки все задраили (хлопок перед собой) Паруса поставили (хлопок над головой) До свидания земля (машут руками) Скоро встретимся друзья (обнимают себя). Справились мы с первым заданием волшебника? (да)
Задание №2. «Воротца» -Для проверки этого задания вам нужны два помощника, которые будут выполнять роль «ворот». Если вы выполните мое задание, то сможете войти через «воротца» прямо в город. (выбрать детей). - Для вас приготовлены проходные билетики. «Воротца» пропустят только тех у кого в паре будет составлять число восемь из двух меньших чисел. Нужно не только составить, но и объяснить, как они составляли (например: 2 и 6, а вместе 8) -Получите билетики и ищите себе пару. -Мы прошли через «воротца» и замок открылся! Мы справились со вторым заданием и вошли в город. -Теперь самое сложное, добраться до замка и освободить Королеву Математики. И мы сразу попадаем на «Числовую улицу, где волшебник приготовил для нас новое испытание. Задание №3 «Доставь почту по адресату» «Вам нужно разнести почту. В дом под номером 4 доставить письмо. -Как же мы будем искать этот дом? Вместо номеров на домах какое действие? ( дети: сложение. Если мы выполним действие сложения, и получим число 4, то это нужный нам дом) -Что поможет нам выполнить сложение? (дети: счетные палочки или пальцы) -Давайте рассмотрим первый дом. Прочитайте, что написано на доме: 6 + 1 Давайте посчитаем, сколько получиться, если мы к 6 прибавим 1 (7) -Доставим мы в этот дом письмо? (нет) -Значит нужно посчитать все действия и найти нужный нам дом. -У вас на столах есть маленькие копии этой большой карты. Найдите на ней дом под номером 4 и доставьте (дорисуйте) туда письмо. (выполняют задания) -Валера, в какой дом ты доставил письмо? Объясни, где этот дом находиться на карте? (ответ: этот дом находиться справа от маленькой елки и т.д.) - Давайте посмотрим внимательно: 1. Сколько этажей имеет дом с номером «4» (один этаж). Как называются такие дома? (одноэтажные) 2. А остальные дома какие? (многоэтажные) 3.Дом с красной крышей, какой? (двухэтажный) Почему? (у него два этажа) 4.Дом с зеленой крышей? (Трехэтажный) Почему? (у него три этажа) 5.Дом с синей крышей? (четырехэтажный) Почему? (у него четыре этажа) -Так вот в остальные дома волшебник дал задания доставить посылки «геометрические фигуры» , в каждый дом своя посылка. -Какой именно это будет фигура, вы узнаете, если расшифруете подсказки: (блоки Дьениша) Первая подсказка: в трехэтажный дом такую фигуру (работают) - Давайте, посмотрим, какая это будет фигура: круг, большой, красный, широкий. Выбрали такую фигуру? Рита, иди доставь посылку – геометрическую фигуру в нужный дом. Расскажи про нее: Большой красный круг (проверяем все подсказки). Задание № 4 «Веселые задачки» -Справились? Выполнив очередное задание волшебника, мы очутились у реки «Быстрых ответов», где мы должны пройти следующее испытание, решить «Веселые задачки». На поляне у реки Жили майские жуки Дочка, сын, отец и мать Кто успел их сосчитать? (четыре жука)
На поляне у дубка Крот увидел два грибка А подальше у сосны Он нашел еще один Ну-ка кто считать готов? Сколько крот нашел грибков? (три грибка)
Расставил Андрюшка в два ряда игрушки Рядом с мартышкой – плюшевый мишка Вместе с лисой – зайка косой Следом за ними еж и лягушка Сколько игрушек расставил Андрюшка? (шесть игрушек)
Подарил утятам ежик Восемь кожаных сапожек Кто ответит из ребят Сколько было всех утят? (четыре утенка)
В снег упал Сережка А за ним Алешка А за ним Маришка А за ним Иришка А потом упал Игнат Сколько на снегу ребят? (пять ребят)
Все отгадали, можно перебираться через реку. Вставайте, нам придется перебираться по камушкам: Очень трудно так стоять Ножку на пол отпускать И не падать, не качаться За соседа не держаться - еще раз, меняя ногу Задание №5 «Составь задачу» Вот вы и у замка «нерешенных задач». Чтобы выпустить королеву из-за точения вам нужно составить задачу. Мы выполнили все задания волшебника Ноль, а значит освободили Королеву Математику из-за точения и теперь она с нами будет всегда и везде: дома, в детском саду и на улице (из замка «выходит» Королева Математика) «Спасибо вам ребята, спасли вы меня! Где вы сегодня побывали? (в городе Математических загадок) Что интересного сделали? В чем испытали трудности? Какие знания и умения вам помогли преодолеть эти испытания? Как вы оцените свою работу на занятии?
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.